Статья!
Колыбель советской авиации в Крыму хотят застроить (фото)
Знаменитую гору Клементьева в Коктебеле, которую по праву считают «колыбелью советской авиации» районная администрация распорядилась раздать фермерам и пчеловодам. Пилоты надеются, что им удастся найти выход из сложившегося положения, ведь иначе гора Клементьева будет для них потеряна.
Гору Клементьева недаром называют «летной горой». Сюда приезжают люди, которые умеют летать на планерах, дельтапланах, парапланах. Сейчас они обеспокоены: в феврале для ведения фермерского хозяйства могут быть выданы государственные акты на участки на северном склоне горы.
Как сообщает «Кафа», руководство Кировской райгосадминистрации считает, что поступает правильно и обещает, что разрешения на строительство не даст. Однако пилоты опасаются, что в этом случае гору придется закрыть для учебных полетов, а ее территорию могут начать застраивать. Они через суды хотят отменить решение о выделении участков. Их поддерживают именитые космонавты и конструкторы, у которых с Клементьева связана своя история.
На горе Клементьева собрались пилоты, которые обсудили появление информационного щита. Он сообщает, что на горе продается 2,4 га под строительство. Пилот-инструктор федерации парапланерного спорта Украины Сергей Жукарин рассказал, что впервые возможной застройкой горы обеспокоились еще осенью.
«Мы выехали на старт и увидели вбитые колышки, – рассказал Жукарин. – Мы решили ситуацию прояснить, потому что любые колышки – это закрытые полеты, не столько нам, сколько рядом находящемуся аэродрому. Мы поехали в Кировскую райгосадминистрацию, нас отправили в земельные ресурсы, и нам объяснили, что в этом году разрешен сбор документов на выделение земель. Нам сказали, что по закону каждый гражданин Украины имеет право на определенное количество земли. Нам объяснили, что земля практически уже нарезана, и в феврале ожидается получение госактов на участки. Мы попытались узнать: для каких это целей. Нам объяснили, что земля выделяется под фермерские хозяйства, и часть участков – пчеловодам».
Пилотов также удивило, что земля только выделяется, но ее уже перепродают. Они считают, что как только земли на северном склоне горы будут розданы, начнется строительство.
«По закону 25% участка может быть застроено под обслуживание фермерского хозяйства, но тогда летная деятельность на северном склоне абсолютно прекращается, любые виды: парапланы, дельтапланы, самолеты – часть горы просто «уходит», – заметил Жукарин. – Гора уникальна чем: шесть километров длина, идеальный профиль, по безопасности и своим летным свойствам. На ней может летать пилот любого уровня. И если северный склон перекроется, учебные полеты нужно напрочь закрыть, о них тогда и речи не идет, новичку нужны идеальные условия, как на северном склоне».
На Клементьева есть также и аэродром государственного предприятия Центр планерного спорта «Коктебель» (ЦПС). По закону запрещается строительство возле аэродромов.
Газета «Кафа» позвонила по указанному на щите телефону. Ответил мужчина, представившийся Романом Мироновым. Он рассказал, что является собственником 24 земельных участков, которые ему продали разные люди.
«Сейчас я располагаю 24 госактами на каждый надел, которые продаю по цене от 1,5 до 3 тысяч долларов за сотку, – пояснил продавец. – Чем ближе к вершине летной горы, тем дороже. На некоторые участки уже нашлись покупатели из Москвы и Скандинавии. Они планируют там построить элитные клубы. А вообще это прекрасные места для тех, кто мечтает об отдыхе в тихом экологически чистом месте. Машиной можно отправиться на пляж, а потом наслаждаться прекрасной панорамой окрестностей. Я, как только увидел ту местность, сразу купил участки, не раздумывая.
Во время собрания пилоты рассказали, как они собираются противодействовать строительству на горе Клементьева. По их словам, отправлены письма руководству Крыма и Украины. Также на защиту горы намерены стать и россияне. Космонавт Георгий Гречко и еще ряд его коллег, а также авиаконструкторы «Антонова» готовы подписать обращение к украинскому правительству.
Таких мест всего два: в штате Монтана и второе на горе Клементьева, и больше в мире таких мест не существует. По аэрологическим условиям полетов она уникальна. Не зря здесь бывал сам Королев, Антонов…
Гору Клементьева также называют Узун-Сырт, что переводится с тюркского как «длинная спина» или «длинный хребет». На западе и юго-западе она окаймляется Карадагом. Западная часть горы оканчивается вершиной Коклюк (от тюркского «голубая скала»), на которой находится так называемый «Звездопад воспоминаний». Сам хребет Узун-Сырт представляет собой довольно широкое (300-600 м) выгнутое плато с тремя явно выраженными вершинами. Оно ограничивает с севера круглую долину Барыколь диаметром около 4 км, где постоянно возникают восходящие воздушные потоки. Длина Узун-Сырта – около 7 км. Узун-Сырт переименовали в честь испытателя-планериста Петра Клементьева, который погиб 11 сентября 1924 года при испытании планера «Комсомолец» и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Гора считается колыбелью советского планеризма. 1 ноября 1923 года здесь впервые в Советском Союзе провели планерные испытания, в дальнейшем названные слетами. Именно ветер или, как говорят, авиаторы, воздушный поток является главной особенностью Узунсыртского хребта. Рельеф и географическое расположение горы таково, что она обеспечивает возникновение мощных восходящих воздушных потоков, необходимых для полетов на безмоторных летательных аппаратах. Уникальные аэродинамические свойства горы были открыты известным летчиком, внуком Ивана Айвазовского, Константином Арцеуловым. В Отважном находилась Высшая летная планерная школа. Здесь начинали свой путь будущие генеральные конструкторы Олег Антонов, Александр Яковлев, Сергей Ильюшин, создатель космических кораблей академик Сергей Королев. В 1973 году, в честь 50-летия первых планерных соревнований, на краю горного плато пилоты установили памятный обелиск с цельнометаллическим планером А-13 Олега Антонова. В середине 80-х планер сорвало с крепления и сбросило вниз. Снова планер на восточной оконечности Клементьева появился в 2003 году, в честь 100-летия авиации и 80-летия советского планеризма, но уже не настоящий А-13, а в семь раз уменьшенная копия. В последние годы на Клементьева продолжают проходить учебно-тренировочные сборы, соревнования различного ранга и просто полеты.