Практическая часть информации по Панчгани.
Сам поселок – это курортное место для богатых индусов, очень престижное. На праздники и по выходным там полно людей и машин. Привлекательно оно тем, что расположено в живописных горах с красивыми видами с самого поселка. Место достаточно чистое, развитое, полно отелей, ресторанов, магазинов со всем необходимым, и в целом для нашего брата европейца, даже избалованного, очень удобное.
В Панчгани, как и в близлежащий городок Махабалешвар (своего рода местный райцентр), когда-то уезжало колониальное правительство на время самого жаркого сезона. Поэтому в этих местах сохранилось много старых роскошных вилл в колониальном стиле. В некоторых из них живут теперь богатые индусы, в некоторых расположились отели, в других еще какие–нибудь заведения.
Еще эти места известны клубничными плантациями. Не удивлюсь, если единственными в Индии. Клубнику разводят калиброванную и продают на каждом углу. 80-120 рупий за килограмм в зависимости от спроса.
Приятно то, что в Панчгани развита вся туристическая инфраструктура, но в расчете на индусов – то есть нет той назойливости и приставучести, которая развита в известных турцентрах, и за тобой не охотятся, чтобы каким-нибудь образом урвать от тебя денег. Индусы тут делают деньги в основном на индусах, а из белых людей тут только парапланеристы. Так что прикупить сувенирчиков в Панчгани тоже не получится.
Весь поселок напичкан отелями разных ценовых категорий. Стоимость проживания в бюджетных отелях – 300-600 рупий с человека за ночь, без питания. Обход отелям мы не устраивали, это можно делать по приезду и при желании – без жилья не останетесь.
Курс рупии: 1 доллар = 38-39 рупиям.
Нам с первого взгляда понравился «Eco-Camp» - это дом + кемпинг, который держит канадец Андре именно для пилотов. Собственно этот Андре и является главным по полетам в Панчгани, общается с местной администрацией, решает насущные вопросы и всячески старается на благо развития этого летного места.
Его дом с кемпингом расположены на склоне горы, с прекрасным видом на долину и озеро, в саду с цветочными клумбами – местечко просто райское. Сам Андре – бывший архитектор, дом спроектировал сам – смотришь и облизываешься. Жилье в доме – по 300 рупий. Но до конца февраля уже все было занято. Мы жили в кемпинге. Он представляет собой большую площадку на краю обрыва. Большие палатки от 2-х до 6-ти человек, в палатках матрасы с подушками и одеялами и чистым постельным бельем. Цивильные туалеты со сливом, души с горячей водой, кухня. Все каждый день выдраивается. Прямо под лагерем альтернативный старт под западный ветер.
К Андре съезжается очень приятная тусня пилотов с разных концов света и вообще обстановка в лагере очень душевная.
Контакты:
Andre and Megan (его , тоже в курсе всех дел) Savard
Eco-Camp, Panchgani 412 805
Tel: 02168-241164, Mob: +91 9922817697
meg_andre@hotmail.comСтоимость жилья в кемпинге – 200 рупий с человека.
Ежедневный сбор за полеты (если день был летный) – 10 рупий.
За посадку внизу на поле – 50 рупий (это вроде штрафа).
За пользование кухней (если пользуешься) – 10 рупий.
Вода, пропущенная через фильтр, - бесплатно. Для питься. Зубы чистили обычной.
За завоз на старт – 50 рупий. На старт Андре возит на восток и на юг. На запад – или из-под лагеря или 15 минут пешком до основного. Можно брать и городские такси за те же деньги до восточного старта, на юг они не отвезут, т.к. туда нужен джип плюс надо знать туда дорогу.
По поводу оплаты за полеты и за посадку внизу. Некоторые скажут, что на это можно забить. Можно, особенно если живешь не у Андре, а в другом месте. Но местная администрация действительно взимает пошлину за право летать и садиться на чужие огороды и торбит по этому поводу тех, кто держит у себя пилотов и в первую очередь этого Андре, т.к. он там за главного по полетам. Андре говорит, что если ему не удается собрать эти деньги с летающих пилотов, а сделать это весьма трудно, если они проживают в другом месте, то ему приходится доплачивать своими деньгами то, что требует администрация.
Вообще индусы страшные бюрократы. И лучше соблюдать те требования, которые они выставляют, т.к. в противном случае они могут запросто запретить полеты, что они и делали неоднократно, в основном из-за тандемщиков, которые работают без лицензии и не платят налоги, а вот отгребают потом все.
По приезду вам нужно будет зарегистрироваться как пилоту. Для этого нужно с собой иметь хоть какую-нибудь корочку, где будет написано, что вы пилот. Для индусов это уже катит, фаи не обязательно.
Очень популярен у пилотов еще Ravine Hotel
http://www.ravinehotel.com/Он находится прямо у западного старта тоже на краю склона. Очень модный и комфортабельный отель и тоже точка движняка. Цена за проживание указана на сайте. Будут пытаться парить вам цену как за high-season период, торгуйтесь до 1200 рупий за комнату. В отеле есть единственный в Панчгани банкомат, который работает с международными картами. Берут 5% за снятие налички. Другой ближайший банкомат находится в Махабалешваре. В отеле есть интернет, но работает плохо, часто не работает. По слухам, где-то в городе есть еще, но нам на глаза не попадался, а целенаправленно искать мы обломались. Есть в отеле и ресторан, но дорогой (по индийским меркам).
Если оба вышеуказанных места вас не устроят, можно потратить час-два и подобрать себе другое жилье, благо его в Панчгани навалом.
По поводу питания.
Основные добротные рестораны расположены вряд на пятачке по левую сторону дороги при въезде/входе в центральную часть поселка (она сразу определятся по куче магазинчиков и большой толкучке). Там же и алкогольный шоп.
Питание можно подобрать как европейское, так и индийское. Рекомендую второе. Отличная индийская кухня в ресторане Red Sea Restorant. Очень вкусно, порции огромные, цены хорошие. Да, остро. Как и положено быть индийской еде. Но это дело привычки. Мы с Димой топтали индийскую кухню с первого дня, заказывали все самое острое и самое чили – и чувствовали себя прекрасно. Как показывает практика, проблемами с желудком в Индии страдают те, кто пытается избегать местной острой пищи и подбирать себе рацион, наиболее соответствующий их домашнему. Небольшой секрет по адаптации к острой еде – не нужно ее запивать холодной водой, пивом и чем-либо еще. Нужно немного подождать, пока перепечет. Пасть адаптируется очень быстро. А через несколько дней вам оно уже и не будет казаться особо острым.
Цена основного блюда в ресторане 60-70 рупий. Для необжор – за 100 рупий вполне можно покушать вдвоем (порция риса – 60 рупий на двоих, очень большая + еще что-нибудь). Мы с Димой устраивали истинную обжираловку. В ресторан ходили только вечером и на 200-250 рупий наедались так, что еле домой приползали.
Для мясоедов – готовят курицу, рыбу и козла. Нормально готовят, хавать не стремно.
Пиво – 70 рупий за бутылку 650 мл. Пиво хорошее: Фостерс, Будвайзер и Кингфишер. Вино паганое. Можете попробовать ради интересу – но шмурдяк и дорогое.
Если есть потребность, могу составить краткий справочник по индийской еде. Но в принципе можете пошарить и в инете на этот счет, что очень рекомендую, т.к. иначе в меню вам нифига не будет понятно.
В принципе, в Панчгани в магазинах и на базаре полно всяких продуктов, чтобы готовить самим. В общей сложности на питание у вас уйдет в 3 раза меньше денег, но будет не так приколько.
Очень рекомендую местный базар в плане фруктов.
Виноград офигенный – 40 рупий за кг.
Папайя – 20 рупий за штуку.
Ананас – 20-30 рупий за штуку в зависимости от размера.
Бананы – 10 рупий за 6 штук.
Есть еще дыни, арбузы, яблоки и др.
Как добраться.
Есть несколько вариантов.
Можно заказать такси со встречей в аэропорту. Это можно сделать как через Андре (собственно он и пришлет вам такси, т.к. контакты таксишников у него есть), так и через тот же Ravine Hotel. Машина вам обойдется в 3500-4000 рупий.
Можно ехать самим.
В аэропорту Мумбая идете в кассу pre-paid такси. Именно в эту и ни в какую другую, т.к. зазывать вас будут из разных окошек с предложением услуг и ломить в 5 раз больше. Берете такси до Dadar (это такой район, откуда ходят автобусы на Пуну). Можно ехать также в Mumbai Central Bus Terminal, что возле Central Train Station, но нет смысла. Dadar ближе и автобусы оттуда отправляются каждые 15 минут. Такси без кондиционера до Dadar – 250 рупий. Вы попадете в район трущеб – не пугайтесь, это так и надо и не надо убивать таксиста. Попросите его, чтобы остановил возле муниципальных касс для покупки билетов, т.к. рядом еще тусуется куча всяких непонятных частных автобусов. Билет до Пуны – 250-300 рупий, ехать около 3-х часов. В Пуне на автостанции берете билет на автобус, который идет в Махабалешвар, вам ехать до Панчгани (Махабалешвар на 20 км дальше). Цену точно не помню, но что-то в районе 100 рупий. Ехать часа 2,5-3. Эти автобусы ходят не так часто, несколько раз в день, может придется час-два потусить на автостанции.
Не смотря на страшный вид индийских автостанций, практически на каждой есть справочное окно, где сидит англоговорящий человек и которому можно задавать вопросы как куда добраться.
Есть еще третий вариант. 2 раза в день ходят прямые автобусы Махабалешвар – Мумбаи. 400 рупий, 6 часов в дороге. Транспортная компания «Neeta». Можно попытаться вписаться на этот автобус, предварительно его забронировав через сайт компании – поищите в инете. Мы таким автобусов ехали из Панчгани.
Въезжая в Панчгани, автобус проезжает как мимо Ravine Hotel так и мимо Eco-Camp, но вам вряд ли удастся объясниться с водителем, где вам остановить. Так что придется выходить на автостанции. Можете взять такси за 40 рупий с доставкой в определенный отель – ехать ровно 2 минуты. Можно идти пешком. Но поскольку первый раз обычно не знаешь куда идти, то проще взять такси.
Еще один полезный контакт.
Чувак в Панчгани, который занимается билетами на автобусы дальнего следования по разным направлениям. Зовут его Vassant и обитает он в собственном магазине Vassant Shop, который все знают. Его мобильный +912168240460. Правда он трындит так, что понять его очень сложно. Можно попросить Андре, чтобы подсобил. Он этого чувака хорошо знает и может сам с ним пообщаться и заказать вам билеты.
По поводу мобильной связи.
Если вы не хотите тратиться на роуминг – можно купить местную карточку – гемморойно, но выгодно. Несколько минут разговора с Украиной мне обходилось в 1,5 гривны – столько у меня в Украине стоит только соединение. Ну а местная связь вообще считайте на шару. Вот только с оформлением этой карточки гемморой. Вам нужно будет заполнить большую анкету, дать свое цветное фото (черно-белое не катит), ксерокопии с загранпаспорта и обязательно нужен документ, где пропечатан ваш домашний адрес, даже если это будет Украинский паспорт. У меня в загранпаспорте адреса нет, другого документа с адресом у меня не было – и убедить их продать мне карточку не было никакой возможности. Покатил только Димин российский паспорт с адресом + загранпаспорт с визой и прочими данными. К тому же, покупайте карточку там, где вы будете пребывать долгое время, т.к. если продавец ваши данные не отправит в главный штаб, то ваша карточка через пару дней заблокируется и вам придется идти и стучать этому продавцу по голове.
Пока все, продолжение следует…
Если есть какие-то вопросы – пишите, постараюсь ответить наиболее полно, чтобы самостоятельная поездка в Индию не представлялась вам чем-то сложным и вы не думали, что непременно должны отвалить какой-нибудь "нянечке" пару сотен зеленых.
Координаты стартов
• Harrison Folly (Tapa) - N17,94377° E73,83178° - 350м - Восток
• Sydney Point - N17,93392° E73,80478° - 350м – Запад
• Rajpuri Masala - N17,89702° E73,84875° - 400м - Юг, вроде и под север годится
17°55'13.33"N 73°47'37.87"E -еще один юг, юго-запад