LARiON-M писал(а):Dimitrio, а ты не помнишь, что ты раньше начал делать - крыло продавать или фронталки на нем делать и, так же глубоко и правильно анализируя все-все, не находишь ли ты причинно-следственной или следственно-причинной связи?
Судя по датам на форуме - продавать начал раньше. Насчет связей - ничего не могу сказать, предпочитаю не плодить лишних сущностей. В данном случае считаю главным фактором погоду и вторичным - наличие нового снаряжение, забирающего на себя часть внимания.
LARiON-M писал(а):а) действительно ли пилот, попавший в такую ж. мог как-то предотвратить а потом и санализировать, что же все- таки происходит. Думается мне, что я конечно тоже все более-менее бы понял, что произошло, но не в полете, а после 100-го просмотра Паладинового кино. И не пора ли кончать кормить баснями чайников вроде меня про адекватные мысли и действия в таких ситуациях.
Конечно, полное понимание ситуации и последовательности событий у меня появилось только после просмотра видео. И тогда стало действительно страшно. Во время "спецэффектов" было просто пилотирование крыла, реакция на происходящее, постоянная оценка высоты, в общем - не до волнений
Также немаловажен момент, что раньше, в том числе на СИВ-е, я все делал все согласно инструкции, "фронталка - отпусти", и не знал, насколько легко попасть в парашютирование. Да и фронталки не были такими резкими.
Теперь же, надеюсь, могу сказать, что лучше стал понимать фазы развития данного нештатного режима. Данное событие воспринимаю только с положительной стороны, поскольку все что могло произойти нехорошего - таки не произошло (за что спасибо нескольким людям и не только), но зато я получил море информации для осмысления.
Да и полетал, в целом, неплохо
LARiON-M писал(а):б) действительно ли так надежны, как мы привыкли думать, стандарты вообще и фирмы Аэрос вчастности.
Все, что выше 1,5 метра над поверхностью - уже опасность. Оказавшись не то время и не в том месте пожно исчерпать запас пассивной безопасности любого крыла. Вопрос в том, сколько времени на раздумья предоставит каждый аппарат.
Не думаю, что какой-либо другой параплан устоял бы перед такой подачей, а на управление Стайл ответил абсолютно предсказуемо. Соответственно у меня в нем сомнений не возникло.
Возможно наличие жесткостей в лобовой части крыла ускорило выход из сложения и я бы просто не успел внести творческий элемент.
LARiON-M писал(а):в) а не ну ли ее, Ходосовку. Мне место это знакомо, только склон был ближе и высоты не было. Я не ошибаюсь, Серега?
Да, конечно, маленькие горки требуют более сильного ветра, чтобы не бегать все время вверх. Не думаю, что Ходосовка чем-то в смысле безопасности отличается от других подобных горок, просто частота полетов намного больше.
Единственная альтернатива - лебедка. Но там свои моменты, да и не всегда она есть.
Некоторые пилоты летают только в безопасных и красивых местах, на соревнованиях с организованным наблюдением за погодой, питанием, подбором, спасением. И это правильно. К сожалению, летать хочется чаще, чем 1-2 раза в год...
LARiON-M писал(а):г) не признаться ли самим себе, что мы чуть не попали на похороны?
Изнутри вторая часть событий выглядела контролируемой. Считаю, что запас высоты был вполне достаточный для благополучного расхождения с рельефом.
freeair писал(а):Может Диме вспомнить предшествующие фронталке мгновения и попытаться найти более полезную причину, чем просто констатацию факта турбулентности, которая особенно противна именно в том месте (там действительно была куча гадостей все годы, что летал на Ходосе)?
А именно: аэрография места (мыс-впадина), направление ветра (скорее всего косило) и т.д., вероятные нисходящие потоки (что там с облачностью было?)
Полностью согласен с Паладином.
Ветер подкашивал, но с юга. Таким образом деревья у болота, дававшие турбулентность в это место, были очень далеки. Деревья внизу склона находятся в гораздо более слабом ветре, чем тот, который дует наверху. Также это была единственная настолько жесткая турбулентность. Далее в течение часа было все весьма мягко (в том числе и ТОМ месте), 2-3 балла по 10-бальной шкале, хотя ветер усиливался и в случае роторов от деревьев становилось бы жестче.
Примерно в том же месте пару лет назад у меня была мощная асимметричка на высоте 5 метров, из которой вышел на 1 метре и пришлось садится сходу боком-по-ветру. Не знаю, что вызывает сход таких мощных пузырей именно там.
freeair писал(а):Фронтальный подворот - следствие разгрузки крыла.
Разгрузка - частичное или полное прекращение воздействия веса пилота на купол.
Какого оно разгрузилось - то? Нисходящий поток от...чего? Порывы до 10-ти вдруг с 4-х , где там нисходняк
нагрузка на клеванты пропала (следствие любой разгрузки)
...
Одним словом: давай долесекундный анализ ситуации в воздухе, планы местности, стрелочки, направления, тогда поймем. Так просто оставлять негоже
К счастью, есть качественное видео, где видно даже больше, чем я видел в момент происшествия
Я чуть позжу попробую нарисовать видео "нештатного" взаимодействия купола и воздуха, которое, как предполагаю, было. Со стрелочками.
Итак, по долесекундному анализу, а точнее - восприятию ситуации и действиям:
Старт, проход, как обычно, вправо, влево, набор высоты перед "городищем". Высота метров 20 над восточным стартом. Левее его начинается набор, который ускоряется, но достаточно мягко. В момент максимальной нагрузки на крыло лифт выключают, моментально. На видеозаписи видно, что ни клевка, ни разгрузки не было, просто складывание передней половины крыла. По ощущениям - удар сверху (переход перегрузка - невесомость). Рефлекторно пытаюсь скомпенсировать потерю давления на брейках.
Мысль: "Бросить запаску? Но при таком ветре и сдувании за гору мало не покажется"
Крыло появляется над головой, практически развернутое, но вижу, что достаточно быстро теряю высоту и лечу назад. Крыло продолжаю придерживать брейками, ведь оно визуально находится в полетном режиме, а происходящее отношу к остаточной потере высоты, нисходящему потоку и сдуванию из-за потери скорости. Даю больше скорости - полностью отпускаю брейки. Неожиданно крыло просто выстреливает вперед-вниз, автоматически ловлю его на середине пути, фактически зависаю на месте. Фух-х, вот теперь порядок, можно спокойно сесть. Сажусь.
Для себя вынес итог: резкая просадка (не разгрузка! а просто "падаем") и не разворачивает - отпусти брейки. Повторять как мантру перед каждым полетом и вообще когда нечем заняться. Желательно с внутренним моделированием ощущений.
Вот. Извините, что много букв, просто выдалась свободная минутка